Sazonava AG, Mokhort TV. Ultrasound features of the thyroid gland in patients with type 1 diabetes depending on the kidney function. Juvenis scientia. 2020;6(5):35-41.

ULTRASOUND FEATURES OF THE THYROID GLAND IN PATIENTS WITH 
TYPE 1 DIABETES DEPENDING ON THE KIDNEY FUNCTION

 

A. G. Sazonava 1,2, T. V. Mokhort 1 

 

1 Belarusian State Medical University
4 Nezavisimosti Ave., 220030 Minsk, Belarus
2 Republican Center for Medical Rehabilitation and Balneotherapy
17 Makayenka St., 220114 Minsk, Belarus

 

Introduction. Thyroid dysfunction is a common endocrine disorder among patients with chronic kidney disease (CKD), but there is still no clear understanding of sonographic characteristics of the thyroid gland (TG) in patients with diabetes-related CKD.
Aim. The aim of the study was to identify sonographic features of the TG in patients with type 1 diabetes (T1D) and CKD.
Patients and methods. A cross-sectional study included 173 patients with T1D, divided into subgroups based on renal function, and 39 healthy controls. Clinical assessment included evaluation of serum levels of creatinine, glycated hemoglobin (HbA1c), antithyroid antibodies, estimated glomerular filtration rate (eGFR) with subsequent stratification by stages of CKD, as well as ultrasound examination of the TG using a standard technique.
Results. Patients with T1D without CKD had the lowest median of the TG left lobe volume (p=0.009) compared to the control group; meanwhile, there were no differences with other subgroups of patients. Patients with T1D who had underwent kidney transplantation had the highest prevalence of thyroid nodules (42.9%) (χ2=5.0, p=0.025 compared to individuals with T1D without CKD). There were no differences in the frequency of ultrasound signs of thyroiditis in T1D patients with different CKD stages, as compared to the control group (χ2=3.8, p=0.274).
Conclusion. The present study has obtained new data on sonographic features of the TG in patients with T1D complicated by CKD.

 

Keywords: type 1 diabetes, thyroid gland, thyroid nodules, ultrasound examination, chronic kidney disease, kidney transplantation.

  • Facebook Социальной Иконка
  • Vkontakte Social Иконка
  • Instagram

2015-2020 © Scientia Publiching House.
Juvenis scientia. ISSN 2414-3782

Сазонова Е.Г., Мохорт Т.В. Особенности сонографических характеристик щитовидной железы у пациентов с сахарным диабетом 1 типа в зависимости от состояния функции почек // Juvenis scientia. 2020. Том 6. № 5. С. 35-41.

ОСОБЕННОСТИ СОНОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЩИТОВИДНОЙ  ЖЕЛЕЗЫ У ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 ТИПА 

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИИ ПОЧЕК

 

Е. Г. Сазонова 1,2, Т. В. Мохорт 2

 

1 Белорусский государственный медицинский университет
Республика Беларусь, 220030 г. Минск, пр. Независимости, 4
2 Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения
Республика Беларусь, 220114 г. Минск, ул. Макаенка, 17

 

Введение. Нарушения тиреоидной функции являются распространенной эндокринной патологией среди пациентов с хронической болезнью почек, однако четкие представления о сонографических характеристиках щитовидной железы (ЩЖ) пациентов с диабетическим генезом хронической болезни почек (ХБП) до настоящего времени отсутствуют.
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключалась в выявлении сонографических особенностей ЩЖ у пациентов с сахарным диабетом 1-го типа (СД1) и ХБП. 
Пациенты и методы. В одномоментное поперечное исследование были включены 173 пациента с СД1, разделенные на подгруппы в зависимости от функции почек, и 39 практически здоровых человек в качестве группы контроля. Пациентам проводились общеклинические исследования, включавшие определение уровней креатинина сыворотки, гликированного гемоглобина (HbА1с), антитиреоидных антител, расчет скорости клубочковой фильтрации (рСКФ) с последующей стратификацией по стадиям ХБП, а также ультразвуковое исследование ЩЖ с использованием стандартной методики. 
Результаты. Для пациентов с СД1 без ХБП были характерны наименьшие значения медианы объема только левой доли ЩЖ (z=3,3, p=0,009) по сравнению с группой контроля при отсутствии различий по данному признаку с остальными подгруппами пациентов. Доля пациентов с наличием узловых образований была максимальной в группе с СД1 после трансплантации почек (42,9%) (χ2=5,0, р=0,025 по сравнению с пациентами с СД1 без ХБП). Не было выявлено различий по частоте обнаружения ультразвуковых признаков тиреоидита у пациентов с СД1, осложненным различными стадиями ХБП, по сравнению с контрольной группой (χ2 =3,8, р=0,274).
Заключение. Проведенное исследование позволило получить новые данные о сонографических особенностях ЩЖ при СД1, осложненном ХБП.

 

Ключевые слова: сахарный диабет 1-го типа, щитовидная железа, узлы щитовидной железы, ультразвуковое исследование, хроническая болезнь почек, трансплантация почек.

  • Facebook Социальной Иконка
  • Vkontakte Social Иконка
  • Instagram

2015-2020 © Издательский дом "Сциентиа".
Международный научный журнал "Juvenis scientia". ISSN 2414-3782.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77-70584